Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Работа дефектолога с детьми ОВЗ.
Дети с ЗПР — многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются
еще одной причиной ЗПР у детей.
У таких детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательный материал для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Внимание нестойкое. Но при этом не наблюдается инертности психических процессов, как, например, при умственной отсталости, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки в другие ситуации.
Целью является: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.
Задачи:
- пробудить познавательную и творческую активность ребенка;
развивать непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия, - развивать восприятие, наблюдательность, воображение;
- совершенствовать моторные функции;
- формировать навыки произвольного поведения.
Ведущим при интеллектуальных нарушениях является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением интеллекта должны обеспечить:
- привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;
- формирование познавательной деятельности (развитие предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);
- формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно-абстрактными представлениями;
- включение речи в мыслительную деятельность — знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов;
- отбор предметов по словесной инструкции, использование их в игровых ситуациях;
- знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков);
- расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности и в игровых ситуациях.
Для этого развивающая предметно-пространственная среда должна содержать атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве.
Сюда относятся:
- Картинки с изображением последовательности действий — для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
- Дидактические игры для стимуляции ориентировачно-исследовательской и речевой деятельности — с их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;
- Игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом. Ребенок учится целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями.