Детский Психолог В Самаре

0
150
f82bbddc601a4c70b32d06e23d7379de Детский Психолог В Самаре

Эти культурно опосредованные формы психической жизни, в отличие от натуральных, биологически обусловленных, он назвал высшими психическими функциями. Однако, в отличие от шимпанзе, эта его орудийная деятельность, как правило, сопровождалась речью, а речь фиксировалась в тщательно ведущихся протоколах. Быть может, пристальное ознакомление с внутренней речью, которая для подавляющего большинства и есть «без пяти минут мысль» и исследованию которой отведено три четверти завершающей труд главы, позволит пролить свет на эту волнующую загадку? В самом деле, если каждая психическая функция имеет свою предысторию, свой путь индивидуального становления и развития, то, следовательно, и у внутренней речи не может не быть соответствующих корней, прорастающих от самого «утра» человеческой жизни. Конечно, это не слишком быстрый путь. То есть путь от вещи к ребенку и от ребенка к вещи, лежит, как говорил Выготский, через другого человека. № 2064 Логопед к ребенку с гидроцефалией. ГБОУ г. Москва Школа № 656 им. А.С. Так что с полным правом можно сказать, что детское мышление в этот период практически неотделимо от действия или, точнее, представляет собой мышление действием. До сих пор артиллерия Выготского била, так сказать, по площадям, а приводимые им аргументы не имели силы прямого доказательства. Иными словами, ребенок для Выготского (в противоположность, например, Пиаже) прежде всего существо социальное, чьи желания и потребности удовлетворяются в сотрудничестве с взрослыми, а речь представляет собой инструмент такого сотрудничества.

Smirnova Детский Психолог В Самаре

Ту самую, которую просмотрел Пиаже. Так, столкнувшись с невозможностью прямого достижения результата, малыш нередко пытался подменить его своего рода словесным эрзацем, выражающим одновременно и его желание и нужный ему результат, только полученный в воображении. Так, в экспериментально организованной игре и в опытах по изучению опосредованного запоминания был обнаружен поразивший исследователей факт сосуществования знаковых операций с более примитивными формами поведения. Так, трехлетний ребенок, как установил Пиаже, не ощущает разницы между запретом «не трогать горячую печку» и запретом «не есть руками». Но за этой логикой — целая эпоха детского развития, выявленная таким вот экспериментальным путем, а затем и теоретически осмысленная. Измучил я ее — вот что! Но вот в жизнь ребенка входит слово. Однако слово не только облегчает ребенку достижение его желаний. Но если обычные орудия помогают людям преобразовывать, приспосабливая под свои нужды, окружающую их природную среду, то слово само по себе не создает материальных ценностей. Октябрь Диагностика интеллектуальных способностей детей (6-7 лет) по экспресс-методике МЭДИС (под редакцией Колесниковой В. Г.). А их размежевание наступает именно тогда, когда эгоцентрическая речь принимает на себя выполнение интеллектуальных функций и ребенок вслух и как бы извне начинает управлять собственным поведением. Прочее — практика, практические задачи (сосчитать, написать под диктовку и т.д.), которые ребенок решает и до, и вне школы.

В 1876 году Федор Михайлович Достоевский прервал публикацию своего «Дневника писателя», чтобы напечатать на его страницах небольшую повесть под названием «Кроткая». В книге «Мышление и речь» Выготский описывает серию решающих экспериментов, позволивших как бы подвести черту под этим заочным спором двух титанов психологической науки XX века. Лабковский в интервью для платформы «Теории и практики» подметил существенные различия в восприятии психологической помощи на Западе и в России. Но я ограничусь лишь одним анекдотом из жизни А.Эйнштейна, с неожиданной, быть может, стороны иллюстрирующим это универсальное, сформулированное Выготским правило. Всевозможными зарубками, бирками и узелками люди пользовались, быть может, еще тогда, когда членораздельная речь только еще находилась в стадии своего становления. Поворотный, как считал Выготский, момент в развитии ребенка наступает тогда, когда его речь «для себя» отщепляется от «речи для других». При этом незначительные отклонения от нормы не считались проблемой, поэтому если ребенок после 8 лет не произносил определенные буквы, то его речь не пытались исправить. Собственно говоря, в последнем случае ребенок примеряет к себе те же самые указания и команды, которые в процессе коммуникативного общения получал от взрослых. А его тезис о детерминации психики системой культурных знаков и символов, через которые ребенок усваивает знания и практический опыт поколений, получил название культурно-исторической теории. Но чтобы подступиться к этой темной проблеме, мало было простого самонаблюдения, требовались еще и экспериментальные данные, а для объективной регистрации эта область казалась закрытой наглухо.

Но это не играет никакой роли: не придут значит не придут. Но при этом он применял к себе те же самые словесные инструкции, которые перед тем были им адресованы взрослому. Вот как объяснял Достоевский в своем кратком предисловии видение им этого сюжета: «Представьте себе мужа, у которого лежит на столе жена, самоубийца, несколько часов перед тем выбросившаяся из окошка. Но тут, по его собственным словам, был поставлен experimentum crucis, или критический эксперимент, а если дословно — «эксперимент на распятие». Но не трудно понять, что эти первые слова получают свой смысл только в общении с взрослыми и что они несут преимущественно коммуникативную функцию. Но тут на глаза попадается указатель со стрелками: к слонам, к хищникам, в обезьянник, в террариум. Но ведь то же самое справедливо и по отношению к маленьким детям, находящимся на доречевой или даже в начале речевой стадии развития. И точно так же сплетены в трудно различимый клубок его речь, адресованная окружающим, и обращенная к самому себе, и названная, как мы помним, эгоцентрической. Одним словом, знаковые операции, и прежде всего, конечно, речь, служат человеку могущественным орудием освоения окружающего мира, которого не знают его ближайшие биологические сородичи. «Раньше всего, — обратился он к аудитории, — я хотел бы вам показать, что такое память.