Тема Научной Статьи По Народному Образованию И Педагогике Читайте Бесплатно Текст Научно

0
32

При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, Средняя неправильных приемов семейного воспитания и других причин. Важный аспект работы в логопедической группе — развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Учителя школы с инклюзивными классами готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице своих ассистентов (тьюторов), специалистов данного учреждения или ресурсных центров, методистов округа, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку. Мы хотим представить свой опыт работы по организации данного взаимодействия, применительно к условиям дома ребёнка. Специалисты имеют большой опыт работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи (в том числе, логоневроз-заикание), задержку психического развития, умственную отсталость, коммуникативные нарушения, аутизм. Ключевые слова: повышение профессиональной компетентности учителя-дефектолога, взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, дети с задержкой психического развития. Организация взаимодействия в работе логопеда и воспитателя в рамках речевой работы с детьми с задержкой психического и речевого развития в условиях дома ребёнка (из опыта работы).

Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Для этого используется множество различных видов лечения, которые условно можно разделить на четыре больших категории: поведенческую терапию, медикаментозное лечение, биомедицинские методы коррекции и альтернативную нетрадиционную медицину. Для предупреждения всех описанных вариантов ОНР большое значение имеет ранняя диагностика отклонений в речевом развитии и ранняя логопедическая работа. Причем работа должна быть не формальной, а вдумчивой, серьезной, кропотливой, систематической. Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста.

Ключевая особенность данной системы дошкольного воспитания заключается в реальной поддержке игровой деятельности детей. В соответствии с требования ФГОС ДО, учитывая специфику речевого, психического, моторного и личностного развития дошкольников с ОВЗ, образовательная организация определяет цели образовательной программы для данной категории воспитанников. Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. В течении первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально.

Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. ». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре — также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе.

• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения. Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений (н-р, как ОНР, ФФН с дизартрическим компонентом, возможно только при комплексном подходе. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Практически во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в учебные планы включаются такие предметы, как история Донского края, литература Дона, экосистемы Дона. Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Остановимся подробнее на содержании и способах осуществления каждой из выше указанных задач в организации коррекционного процесса. Педагог-психолог входит в комиссию специалистов детского сада — ПМПК.