Тема Научной Статьи По Психологии Читайте Бесплатно Текст Научно

0
165

1. Может ли учитель-логопед работать воспитателем в ДОУ без специальной переподготовки. Сегодня применение в ДОУ событийного подхода позволяет специалистам спроектировать и воплотить в жизнь реальные педагогические события всех уровней, сформировать детско-взрослые событийные общности, учитывая национальную принадлежность, культуру и традиции семей воспитанников. Практические семинары, медико — педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель), совместное планирование работы, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы. Целью данной формы работы является совместное преодоление речевых нарушений и всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирования личности ребёнка. Так как нарушения речи, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении, личности в целом. Начинается коррекционно-педагогическая, а в её русле и речевая работа с детьми в условиях нашего дома ребёнка, с деятельности внутренней, созданной специалистами внутри дома ребёнка и утверждённой главным врачом дома ребёнка медико — педагогической комиссии (в дальнейшем МПК).

На первичной МПК логопед представляет ребёнка, демонстрируя его знания умения и навыки в ходе занятия с ребёнком, доводит до сведения всех специалистов результаты диагностического обследования. Когда мы начинали эту работу, приходилось неоднократно проводить разъяснительные беседы с персоналом дома ребёнка, объясняя значимость тесного взаимодействия между специалистами, вырабатывая принципы и формы этого взаимодействия. С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой — дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Одним из аспектов этой работы, является создание логопедами и воспитателями в группе такой предметно-коррекционной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Важное внимание в рамках взаимодействия в работе логопеда и воспитателя в нашем доме ребёнка уделяется профилактической работе по коррекции речевых нарушений. Данный комплексный подход к организации взаимодействия в работе логопеда и воспитателя, а так же всех специалистов в нашем доме ребёнка, позволил нам добиться определённых успехов и стабильной положительной динамики в психическом и речевом развитии детей. Как уже говорилось ранее, для полноценного личностного и в частности речевого развития малыша в условиях нашего дома ребёнка, осуществляется взаимодействие всех специалистов и в первую очередь логопеда и воспитателя группы, в которой находится ребёнок.

Как заставить его учиться? Начиная с первой недели октября 2017 года была заведена отдельная тетрадь, в которую в течение всего года учитель-логопед вносил задания для воспитателей. Каждую пятницу учитель-логопед выдавал воспитателям новые задания в соответствии с предстоящей лексической темой и давал устные рекомендации. Они должны быть выдержаны в рамках лексической темы. С учётом того, что занятия воспитателя планируются в соответствии с лексической темой. Подростковый возраст имеет специфическую сензитивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности, поэтому педагог-профессионал должен быть сознательно изменяющим и развивающим себя в ходе профессиональной деятельности, применяющим свой индивидуальный творческий стиль в работе с одарёнными подростками. В этой связи мы говорили о том, что каждый специалист, безусловно, выполняет своё направление работы, несёт ответственность за свой участок, но должен действовать не обособленно, а осуществлять двустороннюю связь с другими специалистами дополняя, углубляя взаимовлияние. Ещё одним аспектом данной работы, является разделение функций логопеда и воспитателя, исключение дублирования воспитателем занятий логопеда. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в русле единого комплекса коррекционно-педагогической работы, в создании вокруг каждого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, направленного на коррекцию психических и речевых нарушений. Совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия, из которых воспитатели могут брать задания для индивидуальной работы с детьми, с учетом речевых проблем каждого ребенка, оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по формированию речи).

Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев — дошкольной и школьной логопедических служб. Воспитатели использовали их для работы с детьми и закрепления пройденного на логопедических занятиях материала. Воспитатели иногда неверно понимают задание, привносят в него свои коррективы, не учитывая его специфики и важности выполнения именно определенным образом. Воспитатели располагались в группе за столами, а остальным детям выдавались настольные игры для тихого времяпровождения. Поэтому, в рамках данной деятельности, и для устранения данных причин, мы используем следующие формы связи между логопедом и воспитателем. В коррекционно-педагогической, а в её рамках и речевой работе с детьми, стараются принимать участие, в рамках своей профессиональной деятельности, все специалисты дома ребёнка: врачи, старший воспитатель, дефектолог, психолог, воспитатели групп, музыкальный работник, специалист по физическому воспитанию, массажисты. Организовать на оптимальном уровне координированную работу логопеда и воспитателя с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, в условиях дома ребёнка нам было довольно сложно. При ежегодном подведении итогов коррекционно-логопедической работы нами отмечается, что более половины детей, около 60% составляют дети с улучшением в речевом развитии.

При длительном произношении специальным зондом в виде шпателя поднимают язык ребенка к верхним зубам, отодвигая немного назад. При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире. Ежедневно логопед рекомендует воспитателю занятия с тремя детьми, включающие общую и специальную артикуляционную гимнастики, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, задания по тем разделам программы, которые усваиваются с наибольшим трудом. Следующим шагом в рамках организации взаимодействия между воспитателями и логопедом группы по речевой работе с детьми, нами была разработана система совместной диагностики, и на её основе совместного планирования индивидуальной коррекционной работы. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. Опыт совместной работы учителя-логопеда и психолога школы был представлен в выступлении психолога МОУ «СОШ №54» А.А. Опыт успешной работы воспитателей и логопеда в 2017/2018 учебном году в старшей логопедической группе детского сада № 15 в г. Долгопрудном Московской области. Дети, не обучающиеся в логопедической группе, учились вести себя тихо, не мешать товарищам, не требовать к себе постоянного внимания.