Тема Научной Статьи По Социологии Читайте Бесплатно Текст Научно

0
165

В нем впервые в России используется интенсивная поведенческая программа по модели ASSERT, разработанная в Университете штата ЮТА (США). Стажировка осуществлялась под руководством самого директора программы ASSERT, доктора психологии и специального образования, Томаса Хигби, который уже на протяжении нескольких лет работает с Фондом и был активно включен в тренинги для учителей коррекционных школ. Все дошкольные и школьные специальные образовательные учреждения Ростовской области прошли аттестацию и аккредитацию (многие уже повторно), что свидетельствует о нормативности специального образования в регионе. Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. По словам заместителя председателя правительства Ульяновской области Екатерины Уба, в регионе проводится комплексная работа по организации образования детей-инвалидов вообще и детей с аутизмом в частности. По словам директора школы-интерната №89 Галины Борисовой, в центре для ребят проводятся занятия с логопедом, дефектологом и психологом, специалистом по лечебной физкультуре и другими педагогами. Школа-интернат №89 не случайно выбрана площадкой для размещения ресурсного центра. Нерешённые в детстве проблемы с дикцией человек переносит во взрослую жизнь. Занятия бесплатные, проходят по средам и субботам в группах до 10 человек.

Группа из 20 человек занимается в нем в течение семи недель, после чего идет новый набор. И что означает факт постепенного снижения коэффициента эгоцентрической речи — к семи годам практически до нуля — на фоне нарастания этих ее специфических особенностей? Центр раннего вмешательства посещают дети с расстройствами аутистического спектра в возрасте до шести лет. Программа ASSERT рассчитана на детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Это первый в России опыт использования модели ASSERT и он уже показал отличные результаты. На ближайшие месяцы запланирован ряд семинаров и супервизий с экспертами, включая пятидневный тренинг с директором программы ASSERT Томасом Хигби. В течение двух недель специалисты наблюдали за тем, как ведется работа с детьми, обсуждали увиденное во время семинаров и дискуссий, а также поучаствовали в работе программы непосредственно с детьми. Кроме того, для меня важно, что здесь сын имеет возможность общаться с другими детьми, — поделилась Диана Чупулаева. Это возможность и себя увидеть со стороны, и оценить работу других людей. Это особенно важно для подростков. Это наиболее успешно осуществляется в процессе совместных со взрослыми и сверстниками деятель-ностей, живого сопереживания, коллективных предметных манипуляций. Это гораздо проще делать в раннем возрасте. Дети стали лучше контролировать свое поведение во время занятий, а родители стали отмечать снижение их проблемного поведения и вне Центра.

Эксперты Фонда «Обнаженные сердца» клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня регулярно проводят для сотрудников Центра обучающие семинары, а также супервизии, во время которых на конкретных примерах разбирают работу с детьми. Во время получения образования юноше приходилось трудиться дворником в детском саду. Специалисты-участники проекта высоко оценили значимость использования этого метода: «Мы точно знаем что наши эксперты опережают время — мы такого вообще никогда не слышали раньше». Вот как оценивают важность такого подхода участники проекта: «Супервизия — очень ценная технология. Вот такой феномен. Для других людей важнее ваша уверенность, чем как вы это делаете. Центр поможет родителям объединиться, помочь понять, что они не одни со своими проблемами, что есть люди, которые готовы прийти к ним на помощь. Очень важно, что наш центр оказывает помощь бесплатно. «Наш центр поможет детям с расстройствами аутистического спектра как можно раньше вливаться в образовательный процесс, справляться с трудностями, с нежелательным поведением. Напомним, что проект ранней помощи стартовал в сентябре 2015 года после успеха проекта по обучению учителей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. В следующем году в Заволжском районе откроется новое дошкольное учреждение, которое будет рассчитано на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, — отметила Уба.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка. Результаты деятельности отдела ранней абилитации Центра ППРК показывает необходимость, жизнеспособность и эффективность выбранной формы оказания помощи детям раннего возраста с проблемами развития в образовательном пространстве г. Пскова на базе образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. И это мнение заставляет многих родителей тревожиться, выискивать проблемы у своих детей, сомневаться, все ли они делают правильно, что часто приводит к конфликтам поколений. Зато для детей, которые сверхпугливы, имеют массу навязчивых страхов, именно эта методика при планомерном и медленном подключении взрослого, помогает наладить контакт с педагогом. У каждого ребенка — своя программа, где прописано все — от обеда до посещений туалета. Детям с 3 до 18 лет предлагается позаниматься и получить навыки в фотомастерской, полиграфической, кулинарной, гончарной, театральной и столярной мастерских.