Задержка психоречевого развития (ЗПРР)— в медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Что это за диагноз, и как с ним справиться, рассмотрим далее.
В большинстве случаев нарушения в речевом и психическом развитии явно просматриваются у детей в возрасте 4–5 лет.
О нарушениях развития речи могут говорить такие признаки:
- отсутствие реакции на звуки и обращения в возрасте до одного года;
- неактивные попытки повторить слова или отдельные буквы в возрасте до 1,5 лет;
- ребёнок не произносит слова самостоятельно, не может выполнить простое действие в возрасте 2–2,5 лет;
- в возрасте 2,5–3,5 лет ребёнок не может соединять осмысленно слова в целые фразы; искажение артикуляции некоторых звуков;
- речевая неактивность;
- практически полное отсутствие собственной речи, начиная с трёх лет. Малыш может только повторять заученные фразы не осмысленно, которые чаще всего слышит в своём окружении.
Со стороны психического нарушения возможно проявление такой общей клинической картины:
- слуховое восприятие развито хуже, чем зрительное;
- ребёнку сложно объяснить то, что он хочет, он испытывает трудности с формированием целостных образов;
- концентрация на определённых предметах или ситуациях у ребёнка вызывает затруднение;
- может присутствовать синдром гиперактивности;
- мозаичность запоминания материала; наглядно-образная память преобладает над вербальной; низкая мыслительная активность;
- ребёнок не может сделать самостоятельно вывод, построить простейшую логическую цепочку, объяснить то, что он сказал без помощи взрослого; дислексия; дисграфия (нарушение письменной речи);
- аффективные реакции; инфантильность;
- резкая смена настроения;
- эмоциональная нестабильность;
- двигательная неловкость, недостаточность координации движений.
Лечение ЗПРР
Основа лечения должна состоять из систематических занятий у логопеда и детского психолога. Очень важно правильное взаимодействие родителей с ребёнком, поэтому консультации у психолога могут проводиться с родными ребёнка.